Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории — положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

Средневековье вдохновляло романистов, и многие исторические романы имели громкий успех, а с тех пор как появилось кино — и режиссеров, и публика, особенно дети, с упоением смотрит исторические фильмы.

— В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

— Средневековье длилось очень долго — как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше — около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, — конец Античности.

— Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

— По-французски в слове «рыцарь» — chevalier тот же корень, что в слове «лошадь» — cheval. Между ними есть связь?

— Разумеется. Мы привыкли к образу рыцаря в латах, но не все знают, что своим названием он обязан лошади. Рыцарь — это человек, у которого есть лошадь. Причем лошадь боевая, а не рабочая, которая тянет плуг (с древних времен и до недавнего прошлого эту работу выполняли быки). Это и не скаковая лошадь, и уж точно не чистокровная арабская. Нет, это мощный ратный конь, предназначенный для битвы.

— Это средневековое нововведение?

— А как же «Прекрасные дамы»?

— Вообще-то «дамы» — это литературные персонажи, вымышленные героини романов. Рискуя разочаровать девочек, скажу, как было на самом деле: в реальной жизни очень немногие дамы походили на тех, что описаны в романах артуровского цикла. Но верно и другое: читая о придуманных и превозносимых средневековыми авторами женщинах, замечательных своей красотой и добродетельностью, читатели хоть и редко, но верили, что за этими образами скрываются реальные женщины, воплотившие идеал настоящей Дамы. В этих рассказах у каждого рыцаря есть своя дама, и… очень редко это его жена.

— Значит, в действительности средневековые женщины все-таки стояли ниже мужчин?

— Когда мы строим замки из песка, то обычно это крепости с башнями и зубчатыми стенами, рвами, дорогами, которые бегут вверх по спирали, узкими и темными лестницами, глухими закоулками…

— Вы правы: и детям, и взрослым замок кажется частью «прекрасного» Средневековья.

— Но для чего именно он был нужен?

— Для рыцаря он выполнял две одинаково важные функции. С одной стороны, военную — как крепость для защиты от врага, а с другой — это жилище. Величина замка зависела от того, сколько народу там жило. Как правило, он давал кров и защиту одновременно и многочисленной семье сеньора, и его слугам (тоже с семьями), и даже крестьянам из ближних деревень. Некоторые замки можно считать предшественниками города, чье пестрое население тоже состоит из людей разного возраста и рода занятий.

— Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.

— Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это дом Божий. Его могущество передается тому, кто представляет Его на земле, — епископу. Есть и другая причина, более низменная: почти все соборы находятся в городах, а города соревновались, кто построит самый большой, самый высокий, самый красивый собор.

— Зачем нужны были соборы?

— Можно ли сказать, что это общество было неравным по определению, сеньоры угнетали сервов?

— Мы поговорим об этом. Но в первую очередь надо ясно представлять себе другое различие, более важное для той эпохи. В Средние века существует четкое разделение людей на два класса. Первый составляют те, кто посвятил себя Господу и религии, — их называют клириками. Второй — добрые христиане, почитающие Бога, но имеющие семью и род занятий, менее зависимые от церкви, — это миряне.

— Клирики — обязательно мужчины, женщин среди них не было?

— В общем, да, главным образом мужчины — епископы, священники и монахи. Но были и женщины-монахини, которые, объединившись, затворялись в монастырях (отсюда название «затворницы»). Клирики не вступали в брак, хотя в раннем Средневековье епископы и священники, бывало, жили с женщинами и имели от них детей.

— Миряне — это все, кроме клириков?

— Да, но они делятся на три категории: сеньоры, или знать, сервы, или крестьяне, и горожане.

О первых мы уже говорили — это рыцари, они занимают самое высокое положение и могут быть именованы двояко. Сеньорами — потому что их земли называются сеньории и потому что они взимают налоги с доходов от сельского хозяйства и денежный оброк с крестьян. Знатью — поскольку они принадлежат к высшему, благородному (понятие, пришедшее из Античности) сословию. Сословию, главенствующему надо всеми, кто в него не входит.

Большую часть «незнатных» составляют крестьяне. До XII века они действительно не были свободными и их называли сервами, от латинского servus — раб. Но серваж нельзя сравнивать с античным рабством: тогда условия были тяжелее и в рабстве находились почти все крестьяне. В отличие от рабов, сервы могли вступать в брак и создавать законные семьи.

— Вы упомянули о коммерции. А как ею занимались в Средние века? Как покупали и продавали пишу, одежду и другие вещи?

— Я успел сказать, что в XI–XII веках, на переломе средневековой истории, произошел подъем сельского хозяйства: леса корчевали, пахотной земли стало больше. Одновременно в городах активно развивались ремесла. В результате количество товаров для продажи и обмена заметно выросло. И сразу же повсюду начали организовываться такие точки, где люди встречались, чтобы продавать и обменивать свою продукцию, — так и появились ярмарки.

Они распространились по всей Европе. В XII–XIII веках самыми прославленными и многолюдными были ярмарки в графстве Шампань, которые ежегодно проходили по очереди в городах Провен, Ланьи, Труа, Бар-сюр-Об.

— Вы неоднократно говорили о том, что XI–XIII века — период расцвета. И все равно представление о Средневековье неразрывно связано с картинами крайней бедности. Это неверно?

— К сожалению, верно. Средневековые города населяло огромное количество бедного люда, и, безусловно, бедность — одно из позорных пятен, составляющих образ «уродливого» Средневековья.

— В Средние века можно было умереть от голода?

— Да, несмотря на подъем сельского хозяйства и торговли съестным, пища богатых и бедных, сеньоров и сервов очень различалась. Голод, частый гость в городе, не обходил и деревню, где тоже были свои бедняки. В XIII веке стало немного легче, но в XIV снова голодали, как раньше.

— Вы пока что ничего не рассказали нам о королях.

— И правда. Как мы уже видели, в феодальном обществе практически вся власть принадлежала сеньорам, но над ними стояли еще более могущественные люди, и с XIII века их сила неуклонно росла. Это короли.

Королевская власть стала для Запада новшеством (как вы знаете, мир делился на Запад и Восток (или Левант) относительно Рима и Европы). Корни этой формы власти в Европе уходят в V–VI века. Короли были у франков и готов, самые известные из них — Хлодвиг и Теодорих (его столица находилась в Равенне, в Италии). Для занятий государственными делами короли приближали к себе некоторых подданных — сегодня их назвали бы чиновниками высшего ранга.

— И как же становились королями?

— В Средние века все европейские страны уже исповедовали христианство, и главой христиан был Папа, чья резиденция находилась в Риме. Европейцы сознавали, что это их объединяет?

— Где-то с XI века христиане начали сообща организовывать крестовые походы против мусульман к святым местам, где умер и воскрес Христос. Эти экспедиции продолжались с 1095 по 1291 год (дата падения крепости Акра в Палестине). У людей Средневековья тогда было сознание принадлежности к одному комплексу социальных институтов, верований и обычаев — христианству. Однако важно понимать, что христиане, в отличие от представителей двух других монотеистических религий (то есть верующих в единого и всемогущего Бога) — мусульман и евреев, разделяли земную власть между церковью (духовная власть) и светскими правителями («временная» власть), соответственно между Папой, с одной стороны, и королями и императорами — с другой.

— Бог, Иисус, Спаситель, Дева Мария… сколько разных персонажей. Расскажите нам что-нибудь о том, как верили в Бога люди Средневековья.

— Верили в Бога, единого в трех лицах, то есть заключающего в себе троих — святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Христиане молились то одному, то другому в зависимости от того, что им было нужно. Бог Отец был вроде полководца — он главный, но далеко — и еще суровым судьей. Иисус, наоборот, небесный поверенный для всех. К Святому Духу обращались и отдельные люди, и религиозные объединения (братства), прося укрепить в набожности, благочестии и прочих качествах, которые ведут к спасению, то есть вечной жизни за гробом.

— А если кто-то не подчинялся?

— Надо различать отдельные случаи непослушания и глубинное несогласие или демонстративный отказ. Первые надлежало признать на исповеди, они могли привести к отлучению от церкви (мы уже говорили об этом), но их смывало раскаяние. Вторые сурово осуждались и подавлялись церковью, иногда при помощи светской власти.

Таких ослушников называли еретиками, и они были серьезными внутренними противниками средневекового христианства. В XIII веке церковь учредила специальные трибуналы, чтобы преследовать и судить еретиков, — так родилась инквизиция. Осужденные трибуналом передавались светской «полиции», которая приводила в исполнение приговор: пожизненное заключение или сожжение на костре.

— Не правда ли, что такой же ошибкой, таким же бесславным и достойным осуждения эпизодом были крестовые походы?

— Да, сегодня это распространенное мнение, и я его разделяю. Иисус и Новый Завет (Евангелие) учат мирной вере. Среди первых христиан многие пострадали от римлян за отказ идти воевать. Но христианизация варваров привела к тому, что дух войны постепенно проник в христианство. Возникло убеждение, что веру можно, а иногда и необходимо насаждать не проповедью, а силой. Кроме того, перед глазами был пример мусульман, завоевавших в IX веке Испанию: некоторые стихи Корана разрешают вести войну для утверждения веры, в этом суть джихада — «священной войны». В XI веке христианская Европа тоже вступила в войну на почве религии.

— Чтобы отвоевать Святые места, где жил Иисус?

— Вы имеете в виду святых?

— Нет, святые все праведники и, хотя живут на небесах, остаются мужчинами и женщинами. Я имею в виду добрых и злых ангелов. В Библии сказано, что в самом начале, когда Бог создал небо и землю и первых людей — Адама и Еву, его окружали только служители, совершенные в своей чистоте, — ангелы. Их чистоту символизировали одежды сверкающей белизны. Но подобно тому, как люди совершили первородный грех, часть ангелов под предводительством самого светлого из них — Люцифера («Светоносного») восстала против Бога. Они были низвергнуты с небес и отправлены в ад. С этого момента небо населяют добрые ангелы, ад — злые демоны. Люди верили, что ангелы и демоны (или бесы) часто приходят на землю. Первые помогают бороться с грехом, и, кроме того, Бог приставил к каждому человеку защитника — ангела-хранителя.

— Кем являются святые в мире, населенном ангелами и демонами?

— Все святые изначально христиане. Как они появились? Считалось, что женщины и мужчины, отличавшиеся исключительным самоотречением и милосердием, могут подняться на некую промежуточную ступень между людьми и ангелами. В награду за преданность и добродетельность Господь сделал их своими посредниками. Он дал им способность творить чудеса, прежде всего исцелять неизлечимые болезни и помогать в отчаянных ситуациях: во время кораблекрушений, пожаров и прочих несчастий. Святых воспринимали как заступников перед Богом, добрых и благодетельных. В результате им тоже стали поклоняться и возносить молитвы. Но сила святых не в них самих, это лишь посланники Бога. Лишь Он один совершает чудеса, и христианам нельзя было обожествлять святых. Культ святых, почитание, которым их окружали, стояли уровнем ниже, чем почитание Бога.

— Воображаемый мир христиан населяют неземные существа, ангелы и демоны, святые, так в чем же отличие христианской веры от язычества?

— Хороший вопрос. Как церковь относилась к язычникам? Она боролась против них, и двумя основными способами борьбы были разрушение ритуальных объектов (статуй, жертвенников и т. д.) и обращение в христианство. Например, многие язычники поклонялись деревьям и источникам — церковь приказывала срубить священные деревья, и язычники лишались большинства объектов поклонения. Как уже говорилось, это была эпоха нетерпимости, и врагу поблажек не делали. Один из наиболее усердных уничтожителей священных деревьев был и одним из наиболее чтимых святых раннего Средневековья. Речь идет о Мартине Турском. Это он разорвал надвое свой плащ и отдал половину полунагому нищему. Но не мог ли он дать целый плащ? Поделиться значит проявить милосердие, но подарить — куда более милосердный поступок!

— Какое у средневековых людей было отношение к культуре, к учению, к учености?

— Согласно христианской церкви, люди — и женщины в том числе! — должны были красотой и ученостью славить Господа. Однако этот идеал продвигали прежде всего клирики, и прежде всего для них в монастырях и при церквях создавали условия для учебы и творчества. В монастырях до XIII века существовали специальные залы — скриптории (от латинского scribere — писать), где монахи составляли молитвенные книги, расписывали их сами или отдавали рисовальщикам и живописцам. Помимо этого монахи копировали древние рукописи, то есть исполняли функции переписчиков, или «культурных проводников».

— Значит, это они рисовали миниатюры, которые мы видим в верхней части книжных страниц?

— Ну… а что знали средневековые люди? Чему они учились и учили?

— Клирики переняли древнеримскую классификацию знаний. На первом этапе обучали трем базовым предметам — трем свободным искусствам (или тривиуму, лат. trivium, «три пути»): грамматике, риторике, диалектике; затем переходили к четырем высшим наукам (квадривиуму, quadrivium — «четыре пути»): арифметике, геометрии, музыке, астрономии.

— Но ведь это не религиозное знание!

— Конечно, это светские предметы, а не церковные, как и в сегодняшних школьных программах. Религия по-прежнему играла большую роль, но и ее коснулись перемены. Помимо молитвенных и благочестивых книг, в церкви все более интенсивно развивалось учение о Боге и Его творениях — богословие, или теология по-гречески.

— В Средние века любили праздники (кроме церковных)?

— Очень любили. Можно даже сказать, что у людей было сильно развитое чувство праздника. По сути, это в равной степени плод старых языческих традиций (в особенности крестьянских), не изжитых или переиначенных, и христианской литургии. Именно в Средние века родился карнавал — крестьянский праздник, которому, несмотря на недовольство церкви, был уготован огромный успех. Дошедшие до нас описания повседневной жизни той эпохи отражают и возникшее тогда противопоставление праздников по своей природе несомненно языческих и праздников церковных, из которых многие посвящены страстям Христовым. Из этих свидетельств стоит упомянуть «Битву Карнавала и Поста» — знаменитое полотно фламандского художника XVI века Питера Брейгеля. Но и главные христианские праздники — Рождество и Пасха — праздновались очень весело.

Итак, Средние века — довольно долгий период. Если даже не соглашаться с той точкой зрения, которую разделяю я, — что они завершились в конце XVIII века с рождением современной промышленности и Великой французской революцией, — то все равно никто не станет спорить, что их протяженность не меньше десяти столетий. С V по XV век — целая тысяча лет!

За этим длительным периодом закрепилось название, данное ему в эпоху Возрождения, изначально уничижительное. Мы уже видели, что и сегодня многие воспринимают Средневековье как дурной, «уродливый» период истории, который отличают одновременно жестокость, темнота и невежество. Теперь мы знаем, что эта картина неверна, хотя жестокость в Средневековье, конечно, была и проявлялась не только в форме междоусобиц и войн между странами, но и в насилии над евреями, начинающемся антисемитизме, репрессиях инквизиции по отношению к еретикам, восставшим против учения церкви. Крестовые походы, безусловно, тоже являются частью этой неприглядной стороны Средневековья.

410 г. Вестготы во главе с Аларихом захватили и разграбили Рим.

451 г. Римский полководец Аэций остановил Аттилу на Каталаунских полях близ Труа.

476 г. Предводитель варваров Одоакр сверг императора Западной Римской империи Ромула Августа и отправил знаки императорской власти в Константинополь.

Около 500 г. В Реймсе принял крещение Хлодвиг, внук Меровея, король франков.

529 г. Святой Бенедикт, итальянский монах, основал орден бенедиктинцев.

590 г. Ирландский монах святой Колумбан и его сподвижники основывают монастыри в Галлии.

632 г. Смерть пророка Мухаммада (Магомета), основателя ислама.

VII — сер. VIII в. «Ленивые короли» династии Меровингов.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика