На уроках мировой художественной культуры, как и на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, возникает острая необходимость пересмотреть традиционные подходы к учебной деятельности. Затрагивая проблему заинтересованности учащихся, хочется привести образную фразу А. Франса: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Занимательная деятельность в условной ситуации

На наш взгляд, дидактическая игра позволяет выправить крен школы в сторону вербализации и опоры на логическую сторону познания. Игра по своей природе синтетична, она органично соединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности: усвоение терминов, фактов, дат, имен и др.

К сожалению, учителя редко используют игру на уроках. Причин этому несколько. Одна из них — в однобоком понимании теории ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем ее, по мнению значительной части педагогов, неизменно должно заменить учение в чистом виде. И если учителя начальных классов уделяют внимание игре на уроках, то на последующих ступенях обучения она сходит на нет. Во многих программных материалах даже появляется термин “учебная работа”. Но учение может и должно органично сосуществовать с игровой деятельностью на разных возрастных этапах.

Прежде чем перейти к описанию и разбору игр, использующихся нами на уроках МХК, необходимо остановиться на том, что такое игра вообще и что есть игра дидактическая. Анализируя литературу (прежде всего труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Берна, И. Хейзинги), можно определить игру — в широком смысле слова — как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях. Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательной для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А вот занимательность — цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков. В дидактической игре отчетливо просматривается ее двойственный характер: для детей главное — сама игра как процесс, а для учителя важен дидактический результат (методическое значение игры).

Сравнивая игру и учение, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если деятельность полностью предсказуема, она перестает быть игрой.

Игра как таковая содержит два начала: деятельностное и условное. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд, упражнение. Для детей увлекательная условность делает незаметной и эмоционально привлекательной планируемую учителем деятельность по нахождению, переработке, закреплению или повторению информации. Как часто детям скучны и неинтересны упражнения и задачи из учебников! Но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится увлекательным игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.

 

Ищите дидактические игры в высыпающемся меню.

 

 

 


 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика