Задание 1. Назовите гласные:

а) верхнего, среднего, нижнего подъема;

б) среднего, переднего, заднего ряда;

в) лабиализованные, нелабиализованные.

 

Задание 2. Сколько звуков отвечает данной характеристике? Назовите их.

а) не верхнего подъема, не переднего ряда, нелабиализованный;

б) не среднего подъема, не среднего ряда, лабиализованный;

в) не нижнего подъема, не среднего ряда, нелабиализованный.

 

Задание 3. Определите звук по данной характеристике. Приведите по два слова, в которых есть такой звук.

а) гласный ударный, нелабиализованный, верхнего подъема, переднего ряда.

б) гласный безударный, нелабиализованный, среднего подъема, среднего ряда.

в) гласный ударный, лабиализованный, среднего подъема, заднего ряда.

г) гласный ударный, нелабиализованный, среднего подъема, переднего ряда.

д) гласный безударный, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда.

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в следующей транскрипции:

Люди заботливо берегут и охраняют редкостных красивых зверей.

[луди заботл’иво бьригут и ахр/\ нjаут р’eткосных красивых звир’эи]

 

Задание 5. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции.

а) Пляска – плясать – плясуны; жесть – жестянка – жестяной; травка – трава – травяной; мед – медовый – медовик; мясо – мясной – мясорубка; слово – словарь – словари; шелк – шелка – шелковистый; план – планировать – планировка.

б) Тишь – тихонько – тишина; сухость – сухой – сухостой; дырка – дырявый – дырокол; туже – тугой – тугодум; синий – синеть – синева.

Одинаково ли изменяются гласные в безударном положении в группах а) и б)?

 

Задание 6. Запишите отрывок из стихотворения А. Ахматовой с помощью фонетической транскрипции.

… Это песня последней встречи, Только в спальне горели свечи

Я взглянула на темный дом, Равнодушно-желтым огнем.

 

Задания по теме "Система согласных звуков, их классификация. Позиционные чередования согласных звуков"

Контрольные вопросы:

1. По каким признакам характеризуется каждый согласный звук?

2. Назовите группы согласных:

а) по месту образования;

б) по способу образования;

в) по наличию голоса и шума;

г) по дополнительной среднеязычной артикуляции.

3. Какая позиция согласных называется сильной?

4. Назовите сильные позиции: а) по глухости – звонкости, б) по твердости – мягкости.

5. Какие изменения согласных наблюдаются в потоке речи?

6. Какие типы позиционной мены согласных существуют в русском языке?

 

Задания

Задание 1. Дайте характеристику согласных звуков в словах.

Лес, щука, цапля, чабан, привет, махнуть, ездить, угрожал.

 

Задание 2. Определите звук по данной характеристике. Приведите примеры слов, содержащих эти звуки:

а) согласный зубной, взрывной, звонкий, твердый.

б) согласный губно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий.

в) согласный зубной, смычно-проходной, носовой, сонорный, твердый.

г) согласный небно-зубной, фрикативный, звонкий, непарный твердый.

д) согласный небно-зубной, аффриката, непарный глухой, непарный мягкий.

е) согласный губно-губной, твердый, носовой.

ж) согласный дрожащий, твердый.

з) среднеязычный.

Почему для некоторых согласных, чтобы их узнать, достаточно не все четыре признака, а всего лишь только три, два, даже один?

 

Задание 3. Первые звуки замените парными глухими. Какие получаются слова?

Башня, ваза, злой, жалость, глинообразный, двоих, вея.

 

Задание 4. Определите, сколько согласных русского языка отвечают каждой из следующих характеристик.

а) переднеязычный, зубной, фрикативный, глухой;

б) заднеязычный, взрывной, звонкий;

в) губно-губной, взрывной, глухой.

 

Задание 5. Подберите к данным словам такие, которые отличались бы от них только одним твердым согласным:

а) в конце слова: жарь - …, конь - …, моль - …, лезь - …, весь - …, кровь - …, ответь - …, кладь - …, уголь - ….

б) в середине слова: пеньки - …, угольки - …, Стенька - …, редька - ….

в) в начале слова: вез - …, ряд - …, нес - …, бить - …, мел - …, нить - …, люк - ….

 

Задание 6. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции. Одинаково ли произносится последний согласный в корнях слов? Чем это объясняется?

Возы – воз – повозка; трава – трав – травка; сторожа – сторож – сторожка; грибок – гриб – грибки; города – город; ножи – нож.

 

Задание 7. Образуйте другие формы данных слов или подберите родственные слова, чтобы звуки, обозначенные выделенными буквами, оглушались. Какая мена наблюдается в этих парах слов?

Скользить, вырезать, коробок, голова, березы, кружок, резок, редок, клубок, ловок, находить, гладить.

 

Задание 8. Затранскрибируйте слова, укажите, какое фонетическое явление в области согласных в них можно отметить.

Грустный, солнце, местность, тростник, сверстник, лестница, сердце, хвастливый.

 

Задание 9. Произведите фонетический анализ выделенных слов по следующей схеме:

1. Слово, выписанное из текста.

2. То же слово в транскрипции.

3. Деление транскрибированного слова на слоги, характеристика слогов.

4. Характеристика каждого звука:

гласных:

а) ударный / безударный (определить позицию);

б) характеристика по ряду, по подъему, по участию губ;

согласных:

а) характеристика по способу образования;

б) характеристика по месту образования;

в) характеристика по участию голоса и шума;

г) характеристика по твердости / мягкости.

5. Количество звуков и букв.

а) Гладко, плавко, в середке веревка.

б) Все голубки около одной прорубки.

в) Под тонким ледком стоит чашечка с медком.

 

Образец: гладко [гла-ткъ] (прикрытый открытый, прикрытый открытый)

[г] - согласный, заднеязычный, смычно-взрывной, звонкий, твердый.

[л]- согласный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, сонорный, твердый.

[а] – ударный, гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

[т] – согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый.

[к]- согласный, заднеязычный, смычно-взрывной, глухой, твердый.

[ъ]- бузударный, гласный среднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный.

6 звуков, 6 букв.

 

Задание 10.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика