В современной школе возникает необходимость пересмотра организацион­ной, содержательной и управленческой составляющих образовательного процес­са с точки зрения их влияния на развитие личности ученика, повышение качества образования. Одним из условий реализации этой стратегии является осуществле­ние индивидуального и дифференцированного подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию личности учащихся с учетом их склоннос­тей и способностей.

Дифференциация задает такую организацию учебного процесса, при которой учитываются доминирующие особенности групп школьников. Дифференциация может быть внешней (организация спецшкол, открытие классов с углубленным изучение отдельных предметов и коррекционных классов, введение факультати­вов, курсов по выбору и др.) и внутренней, когда в рамках обычного класса для разных групп учащихся, учитывая индивидуадьные особенности каждого из них, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке. Таким образом, дифференциация определяет индивидуализацию обучения, то есть задает учет личностных особенностей каждого ученика.

Экспериментальные психолого-педагогические исследования подтверждают наличие большого разброса в уровне усвоения знаний учащимися одного и того же класса. Например, решение задач на определение местного и поясного времени показало, что восьмиклассники затрачивают на это различный объем времени: одним для овладения понятиями по теме потребовалось решить от 3. до 5 задач, другим - более 10.

Индивидуальные различия учащихся обнаруживаются и в уровне работоспо­собности. По данному показателю можно выделить три группы детей: с высокой работоспособностью (36% учащихся), со средней (50-55%) и низкой (8-17%). Для эффективности обучения третьей группы нужен иной темп работы, чем для уча­щихся, обладающих высокой и средней работоспособностью.

Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически-действенное мышление, у других - наглядно-образное, у третьих - словесно-логическое. В процессе обучения важно учитывать и разви­вать все три вида мышления.

Педагогический опыт показывает, что одним из эффективных средств инди­видуального подхода к учащимся на уроках географии может быть использование дифференцированных заданий. При этом сложность заданий определяется сово­купностью нескольких показателей:

объемом задания (количеством поставленных вопросов, числом звеньев в це­пи рассуждения, числом устанавливаемых причин и следствий, удельным весом расчетов, графических работ и др.);

типом мыслительной деятельности, необходимой для выполнения заданий (воспроизведение ранее усвоенных знаний, применение знаний в типичных или нестандартных условиях, поиск новых способов решения учебной проблемы или новой информации из дополнительных источников);

наличием или отсутствием программных ответов, подсказок;

количеством используемых источников информации.

С учетом требований, предъявляемых к учебной деятельности, выделяют три уровня усвоения знаний (табл. 1).

 

Таблица 1

Уровни усвоения в ходе овладения новым знанием

 

Уровни

Мыслительная

Требования к

Типичные во­

Примеры

усвое­

деятельность

действиям

просы

заданий

ния

учащихся

учащихся

и задания*

 

знаний

 

 

 

 

і

2

3

4

5

1

Запоминание

Показывать

Что? Где?

Что

 

и непосредст­

(опознавать),

Кто? Когда?

такое

 

венное воспроиз­

называть, рас­

Чему равно?

озеро?

 

ведение содер­

познавать,

Какой? Что такое?

 

 

жания изученно­

узнавать, да­

Приведите приме­

 

 

го материала

вать определе­

ры... Подпиши­

 

 

различной слож­

ние, переска­

те. .. Назовите...

 

 

ности

зывать и т. д.

Покажите... И др.

 

2

Применение зна­

Измерять, объ­

Какой?

Зная опре­

 

ний в знакомой

яснять, состав­

Что характерно?

деление по­

 

ситуации по об­

лять что-то по

Какие черты?

нятия «озе­

 

разцу. Выполне­

готовой схеме,

Расскажите...

ро», объяс­

 

ние действий с

соотносить,

Опишите...

ните, чем

 

четко обозначен­

характеризо­

Прочтите график,

озеро отли

 

ными правилами.

вать, сравни­

схему... И др.

чается от

 

Применение зна­

вать, соблю­

 

реки, моря,

 

ний на основе

дать правила

 

водохрани­

 

алгоритма, схемы

ит. а

 

лища

3

Применение

Составлять уст­

Почему?

Почему

 

знаний в незна­

ный или пись­

Чем объяснить?

западная

 

комой ситуации,

менный ответ

От чего зависит?

часть

 

то есть творче­

на проблемный

Выявите...

озера

 

ски. Предполага­

вопрос, высказы­

Оцените...

Балхаш

 

ет использование

вать суждение,

Докажите...

пресная,

 

в качестве ори­

выделять сущест­

Как проявляется?

а восточ­

 

ентира какой-

венные признаки

Сравните...

ная - со-

 

либо обобщен­

анализировать

Что нужно сде­

йеная?

 

ной идеи, мето-

информацию,

лать, чтобы...

Как пра-

 

 1

2

3

4

5

 

дологических

написать сочине­

Составьте схему.

ВИЛЬНО

 

знаний

ние, давать отзыв

диаграмму...

называть

 

 

или рецензию.

И другие

Каспий -

 

 

приводить

 

море или

 

 

и обосновывать

 

озеро?

 

 

собственные при­

 

Ответ

 

 

меры и оценки.

 

обоснуйте

 

 

искать необходи­

 

 

 

 

мую информа­

 

 

 

 

цию и другие

 

 

 

Учет достигнутого уровня усвоения знаний является необходимым условием подбора заданий для учащихся. В данном случае дифференцированные задания являются контрольными и используются для определения уровня усвоения зна­ний школьниками. Так, если ученик может выполнять дифференцированные зада­ния только первого уровня сложности, то для него характерны недостаточная проч­ность запоминания учебного материала, невысокий уровень познавательного ин­тереса и логического мышления. Достижение второго уровня свидетельствует о прочном запоминании и понимании сущности понятий, о способности к исполни­тельской деятельности. Выполнение заданий третьего уровня дает основание для высокой оценки способностей ученика с точки зрения познавательной деятельно­сти, творческой активности и нестандартности мышления.

Следовательно, дифференциация обучения представляет собой такой подход к организации учебной деятельности, при котором учитываются склонности, ин­тересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уро­вень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе опреде­ленных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результа­тов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными.

 

Ищите дифференцированные задания для 6, 7 и 8-9 классов в высыпающемся меню.

 

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика